Об упрощённом порядке оформления ДТП «на месте»
В последнее время ко мне, как к практикующему юристу участились обращения водителей, которые, попав в незначительные ДТП и договорившись со второй стороной происшествия на месте, не стали вызывать для его фиксации ни сотрудников ГИБДД, ни аварийных комиссаров, и посчитали инцидент исчерпанным. Тем не менее, это оказалось чревато для них серьёзными неблагоприятными последствиями, угрожающими лишением прав от 1 до 1,5 лет.
Как это происходит? Приведу пару примеров из практики.
В первом случае водитель (назовём его Андрей) при совершении обгона проехал «впритирку» с идущим навстречу автомобилем и отбил у него зеркало заднего вида. Как утверждает виновный, он даже не сразу это понял, и продолжил движение. Через несколько минут водитель пострадавшего автомобиля догнал его и предложил остановиться. В ходе общения Андрей признал свою вину, но, поскольку очень торопился и имел при себе совсем немного денег, то оставил второму водителю свои координаты (паспортные данные, телефон), предложив позднее встретиться для обсуждения размера и порядка выплаты компенсации за причинённый ущерб.
Через некоторое время водитель второй автомашины позвонил ему и назвал денеджную сумму, которая показалась Андрею явно неприемлемой. Таким образом, между ними возник спор о размере компенсации, и тогда водитель пострадавшего автомобиля подал в ГИБДД заявление, в котором обвинил Андрея в оставлении места дорожно-транспор
Второй случай вообще анекдотичен, однако обратившемуся ко мне гражданину сейчас не до смеха. Житель Соликамска (назовём его Дмитрий) приехал по делам в Березники, и, плохо зная город, обратился за помощью к прохожему. Тот сказал, что он и сам направляется в тот же район, предложил Дмитрию подвезти его, и он укажет дорогу. Водитель согласился, и березниковец сел на пассажирское сиденье.
В пути Дмитрий понял, что его пассажир несколько нетрезв, но не придал этому большого значения, так как тот вполне уверенно объяснял маршрут.
Через некоторое время машина Дмитрия попала в незначительное ДТП – он поцарапал другой автомобиль, остановился и вышел, чтобы обсудить с пострадавшей стороной дальнейшие действия. Дмитрий не отрицал своей вины и готов был выплатить некоторую сумму в качестве возмещения ущерба.
Тем временем его случайный пассажир пересел на водительское сиденье и… рванул с места на чужой машине. Конечно, в такой ситуации Дмитрию было уже не до общения со вторым водителем – он смог остановить попутку и поехал вдогонку угонщику.
Через некоторое время он нашёл свой автомобиль брошенным на обочине проезжей части; его нетрезвого пассажира в нём уже не было. Дмитрий на своём автомобиле вернулся на место ДТП, однако водитель пострадавшей автомашины уже уехал. И через несколько дней подал в ГИБДД заявление об оставлении Дмитрием места дорожно-транспор
Обе эти ситуации ещё далеки от своего правового разрешения, поэтому я не буду раскрывать сейчас всех секретов избранной линии защиты Дмитрия и Андрея, тем более, что для краткости я описал лишь общую картину событий, в каждом из которых имеются ещё и некоторые нюансы. Целью данной публикации я ставлю обращение внимания водителей на ряд важных моментов, учёт которых позволит им избежать подобных ситуаций.
Вообще говоря, очень часто, попав в небольшое дорожно-транспор
Причём я говорю не о тех случаях, когда участники ДТП просто расплачиваются деньгами на месте аварии и спокойно разъезжаются, не имея к друг другу никаких претензий. Таким образом, они конечно же экономят уйму времени, но и на страховые выплаты уже никто не сможет претендовать.
Речь идёт о ситуациях, когда вроде бы водители спокойно все обговорили между собой, решили не вызывать патруль ДПС, виновный признал свою вину, и инцидент вроде бы исчерпан. Один водитель обязался в оговорённый промежуток времени выплатить сумму ущерба, второй водитель согласился с этим вариантом, и участники ДТП разъехались.
Так называемая система упрощенных выплат без участия инспекторов действительно есть. Она успешно работает во многих странах Европы. Если ДТП мелкое, а водители и пассажиры не имеют никаких повреждений, то полицию не вызывают. Участники аварии просто обмениваются номерами страховок, телефонами, при возможности фотографируют место, где произошло ДТП. Оформление и прямое урегулирование ДТП по такой схеме для европейцев вполне естественно. Причём это выгодно для всех участников дорожного движения: для водителей — экономия времени, для сотрудников спецслужб — тоже.
Но полагаться на такое урегулирование ситуации возможно при ряде условий:
оба участника ДТП согласны с тем, кто является виновником аварии;
повреждения небольшие и не потребуют больших сумм для ремонта;
транспортные средства застрахованы по ОСАГО. Имейте в виду, что КАСКО предполагает обращение в ГИБДД и вызов её сотрудников на место в любом случае.
Крайне желательно и составление водителями схемы ДТП, под которой подпишутся оба его участника, свидетельствуя тем самым её достоверность и соответствие фактичсекой обстановке места происшествия.
Кстати, если в описанных случаях обратившиеся в ГИБДД водители надеются на то, что им, как заявителям, органами полиции и судом будет оказано большее доверие, чем Дмитрию и Андрею, то они ошибаются. Во-первых, при отсутствии записи видеорегистратор
Впрочем, надо иметь в виду, что более дальновидный водитель в такой ситуации может и вызвать сотрудников дорожной полиции после того, как ничего не подозревающий второй участник происшествия уедет, находясь в полной уверенности, что полюбовно решил проблему на месте. Это будет крайне нечестно и непорядочно; но, увы, разве можно в наше время полагаться на порядочность людей, тем более незнакомых, тем более, когда им причинён ущерб?
В заключение хочу подчеркнуть: всё-таки стопроцентной гарантией от лишних неприятностей является вызов на место ДТП экипажа ГИБДД или аварийного комиссара. Помните об этом при возникновении подобных ситуаций, а ещё лучше – будьте осторожны и внимательны на дорогах, чтобы их исключить. Удачи вам.
(«Новая городская газета» № 12(65) от 31.03.2016 г., стр. 10)