Об упрощённом порядке оформления ДТП «на месте»

ДТПВ последнее время ко мне, как к практикующему юристу участились обращения водителей, которые, попав в незначительные ДТП и договорившись со второй стороной происшествия на месте, не стали вызывать для его фиксации ни сотрудников ГИБДД, ни аварийных комиссаров, и посчитали инцидент исчерпанным. Тем не менее, это оказалось чревато для них серьёзными неблагоприятными последствиями, угрожающими лишением прав от 1 до 1,5 лет.

Как это происходит? Приведу пару примеров из практики.

В первом случае водитель (назовём его Андрей) при совершении обгона проехал «впритирку» с идущим навстречу автомобилем и отбил у него зеркало заднего вида. Как утверждает виновный, он даже не сразу это понял, и продолжил движение. Через несколько минут водитель пострадавшего автомобиля догнал его и предложил остановиться. В ходе общения Андрей признал свою вину, но, поскольку очень торопился и имел при себе совсем немного денег, то оставил второму водителю свои координаты (паспортные данные, телефон), предложив позднее встретиться для обсуждения размера и порядка выплаты компенсации за причинённый ущерб.

Через некоторое время водитель второй автомашины позвонил ему и назвал денеджную сумму, которая показалась Андрею явно неприемлемой. Таким образом, между ними возник спор о размере компенсации, и тогда водитель пострадавшего автомобиля подал в ГИБДД заявление, в котором обвинил Андрея в оставлении места дорожно-транспортного происшествия. Статья 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает в подобных случаях наказание до 1,5 лет лишения прав или административный арест на срок до 15 суток.

Второй случай вообще анекдотичен, однако обратившемуся ко мне гражданину сейчас не до смеха. Житель Соликамска (назовём его Дмитрий) приехал по делам в Березники, и, плохо зная город, обратился за помощью к прохожему. Тот сказал, что он и сам направляется в тот же район, предложил Дмитрию подвезти его, и он укажет дорогу. Водитель согласился, и березниковец сел на пассажирское сиденье.

В пути Дмитрий понял, что его пассажир несколько нетрезв, но не придал этому большого значения, так как тот вполне уверенно объяснял маршрут.

Через некоторое время машина Дмитрия попала в незначительное ДТП – он поцарапал другой автомобиль, остановился и вышел, чтобы обсудить с пострадавшей стороной дальнейшие действия. Дмитрий не отрицал своей вины и готов был выплатить некоторую сумму в качестве возмещения ущерба.

Тем временем его случайный пассажир пересел на водительское сиденье и… рванул с места на чужой машине. Конечно, в такой ситуации Дмитрию было уже не до общения со вторым водителем – он смог остановить попутку и поехал вдогонку угонщику.

Через некоторое время он нашёл свой автомобиль брошенным на обочине проезжей части; его нетрезвого пассажира в нём уже не было. Дмитрий на своём автомобиле вернулся на место ДТП, однако водитель пострадавшей автомашины уже уехал. И через несколько дней подал в ГИБДД заявление об оставлении Дмитрием места дорожно-транспортного происшествия.

Обе эти ситуации ещё далеки от своего правового разрешения, поэтому я не буду раскрывать сейчас всех секретов избранной линии защиты Дмитрия и Андрея, тем более, что для краткости я описал лишь общую картину событий, в каждом из которых имеются ещё и некоторые нюансы. Целью данной публикации я ставлю обращение внимания водителей на ряд важных моментов, учёт которых позволит им избежать подобных ситуаций.

Вообще говоря, очень часто, попав в небольшое дорожно-транспортное происшествие, водители решают не вызывать инспекторов ГИБДД (как правило, из-за того, что их обычно приходится довольно долго ждать) или аварийных комиссаров (потому что им надо платить). Они сами пытаются договориться, решить проблему на месте и разъехаться по домам. Такая процедура предусмотрена правилами, но применять её нужно грамотно, в противном случае один из участников аварии может лишиться водительских прав.

Причём я говорю не о тех случаях, когда участники ДТП просто расплачиваются деньгами на месте аварии и спокойно разъезжаются, не имея к друг другу никаких претензий. Таким образом, они конечно же экономят уйму времени, но и на страховые выплаты уже никто не сможет претендовать.

Речь идёт о ситуациях, когда вроде бы водители спокойно все обговорили между собой, решили не вызывать патруль ДПС, виновный признал свою вину, и инцидент вроде бы исчерпан. Один водитель обязался в оговорённый промежуток времени выплатить сумму ущерба, второй водитель согласился с этим вариантом, и участники ДТП разъехались.

Так называемая система упрощенных выплат без участия инспекторов действительно есть. Она успешно работает во многих странах Европы. Если ДТП мелкое, а водители и пассажиры не имеют никаких повреждений, то полицию не вызывают. Участники аварии просто обмениваются номерами страховок, телефонами, при возможности фотографируют место, где произошло ДТП. Оформление и прямое урегулирование ДТП по такой схеме для европейцев вполне естественно. Причём это выгодно для всех участников дорожного движения: для водителей — экономия времени, для сотрудников спецслужб — тоже.

Но полагаться на такое урегулирование ситуации возможно при ряде условий:

​ оба участника ДТП согласны с тем, кто является виновником аварии;

​ повреждения небольшие и не потребуют больших сумм для ремонта;

​ транспортные средства застрахованы по ОСАГО. Имейте в виду, что КАСКО предполагает обращение в ГИБДД и вызов её сотрудников на место в любом случае.

Крайне желательно и составление водителями схемы ДТП, под которой подпишутся оба его участника, свидетельствуя тем самым её достоверность и соответствие фактичсекой обстановке места происшествия.

Кстати, если в описанных случаях обратившиеся в ГИБДД водители надеются на то, что им, как заявителям, органами полиции и судом будет оказано большее доверие, чем Дмитрию и Андрею, то они ошибаются. Во-первых, при отсутствии записи видеорегистратора их слова остаются ничем фактически не подтверждёнными и могут быть оспорены; во-вторых, как это, быть может, ни покажется странным, с формально-правовой точки зрения их также можно привлечь к ответственности по ст. 12.27 КоАП РФ, ведь они тоже оставили место ДТП, не вызвав ни сотрудников ГИБДД, ни аварийных комиссаров.

Впрочем, надо иметь в виду, что более дальновидный водитель в такой ситуации может и вызвать сотрудников дорожной полиции после того, как ничего не подозревающий второй участник происшествия уедет, находясь в полной уверенности, что полюбовно решил проблему на месте. Это будет крайне нечестно и непорядочно; но, увы, разве можно в наше время полагаться на порядочность людей, тем более незнакомых, тем более, когда им причинён ущерб?

В заключение хочу подчеркнуть: всё-таки стопроцентной гарантией от лишних неприятностей является вызов на место ДТП экипажа ГИБДД или аварийного комиссара. Помните об этом при возникновении подобных ситуаций, а ещё лучше – будьте осторожны и внимательны на дорогах, чтобы их исключить. Удачи вам.

(«Новая городская газета» № 12(65) от 31.03.2016 г., стр. 10)

Есть вопросы?

Не откладывайте дело в долгий ящик - задайте вопрос юристу прямо сейчас 8 (919) 486-8458 в любой день c 9 до 22 часов

Вашу проблему можно решить намного проще и быстрее чем Вы думаете!